О топливе будущего

НЕМНОГО О ТОПЛИВЕ БУДУЩЕГО:

Еще в 1911 году в Германии был синтезирован бензин из каменного угля, а во Вторую мировую войну германский вермахт и люфтваффе уже активно пользовались этим открытием, так как своих месторождений нефти у немцев не было. Скорее всего, это было связано от безысходности: топливо получалось дорогим, имело достаточно высокую температуру замерзания (минус 10-15 градусов), но при независимость в вопросе снабжения собственной военной техники стоила этого! В последствии это не оттолкнуло западные державы от продолжения работ в области получения синтетического топлива. Сейчас его «выгоняют» из того же каменного угля, а также из отходов деревообработки. Причем себестоимость продукта в ряде случаев выходит менее один евро за один литр!

Впрочем, намного более перспективным направлением считается получение бензина и дизельного топлива из некоторых растительных культур. Эксперименты по употреблению биоэтанола, если грубо, то обычного спирта, в тех же целях, что и бензина, начались в двадцатые годы XIX века, когда последнего еще и не существовало! Однако по-настоящему масштабное производство и использование такого топлива стартовало спустя сто пятьдесят лет в Бразилии, чему несомненно способствовало значительное увеличение цен на нефть. Эта страна до сих пор является крупнейшим мировым производителем и потребителем подобного горючего (около 40%). Иным приверженцем биотоплива выступают США, хотя доля его на внутреннем рынке пока невелика (только к 2020 году американцы предполагают заменить им 15% бензина). В Европе, где традиционно популярны автомобили, работающие на тяжелом топливе, ставку делают на биодизель.

Если биоэтанол получают, в основном, из сахарного тростника (Бразилия) и кукурузы (Штаты), то сырьем для биометанола служат искусственно культивируемые водоросли, из которых можно готовить и биодизель. По сырью вообще существует масса вариантов: овес, хлопок, рис, даже кофе и какао, но определяющим фактором, с учетом экономической целесообразности и сложности ее выращивания, при выборе сельскохозяйственной культуры является количество масла, получаемого с каждого гектара посадок. В мировых лидерах здесь выступают растение рапс из семейства капустных (Европа), специальные виды пальм (страны Тихоокеанского региона) и кустарник ятрофа (Индия).

Биотопливо в отличие от нефти или угля, является перспективным, так как оно, прежде всего, является  «возобновляемым», а количество углекислого газа, появляющегося при сгорании, компенсируется потреблением его растениями, из которых создано биотопливо. Наконец, та же биотопливо не вредит экосистеме и вообще разлагается на составляющие менее чем за месяц. К минусам биодизеля можно отнести небольшие сроки хранения — всего до трех месяцев. А производителей биотоплива в целом обвиняют в сокращении посевных площадей, в вырубке тропических лесов и в том, что биогорючее, по сути, выпускается из продуктов питания, которых на сегодня просто не хватает. Есть недостатки и практического характера. Биодизель и биоэтанол являются высокотемпературными субстанциями, категорически не любящих низких температур и морозов. Обычный двигатель способен работать на смеси биоэтанола и бензина, но только если доля первого не превышает 10%! Иное соотношение  чистый этанол двигателя внутреннего сгорания переварит в случае адаптации системы зажигания и топливной системы. Данные авто особенно популярны в Бразилии и США, сейчас осваиваются в Европе и Канаде. А вот в России, несмотря на то что Россия сама выпускает биоэтанол, машины с «гибкотопливными» моторами пока из разряда экзотики. Производство же биодизеля находится в начальной стадии, хотя промышленные испытания этого вида топлива ведутся достаточно продолжительное время.

nissanВ Калифорнии не менее десяти процентов всех проданных автомобилей одного производителя должны отвечать нормам ZEV — Zero Emission Vehicle, т.е. иметь практически нулевые выбросы в атмосферу.

Рапс — растение своеобразное. В диком виде не встречается, хотя было известно задолго до нашей эры. В западной Европе распространился с XVI века. Из рапса получают масло, богатое полезными жирами. Правда, сейчас значимость этой культуры определяется не пищевой ценностью продукта, а его количеством (тонна с гектара) и тем, что из этой янтарной жидкости можно выработать дизельное топливо

Одно из многообещающих направлений в получении биометанола и биодизеля — выращивание водорослей. Для этого не требуется пригодная под сельскохозяйственные культуры земля. Вполне подойдут естественные пруды или местность с пустынным климатом, так как подобные растения очень любят высокую температуру, на которой можно устроить бассейны. А отдача в конечном продукте выше, чем при производстве горючего из «сухопутной» растительности.

Рейтинг@Mail.ru
JoomShaper